Роман РВТИ писал(а):Ну а так,в мороз затянутое,летом еще затянется и наоборот.В жару затянутое,в мороз тяжело откручивать.
Усилие растяжения в болте зависит от момента затяжки и от сопротивления вращению в резьбе и поверхности головка болта-шайба (или тело детали). От температуры усилие изменяется только когда материал детали и болта имеют достаточно разный коэффициент температурного расширения. Это значит, если в алюминии затянуть болт на морозе, то при нагревании, усилие возрастёт. И наоборот, затянутое летом, зимой ослабнет. Смазанная резьба и торец шляпки болта увеличивают усилие затяжки при том-же моменте, но без смазки. Пара стальной болт- чугунная деталь имеют очень близкие температурные коэффициенты. Потому такие пары всё равно, при какой т-ре собирать.
Конечно, по уму, лучше это делать при комнатной т-ре. Про смазанные и не смазанные болты: Надо читать инструкцию. Если написано смазать и момент, то так и надо делать. Если не написано: смазать, то и не надо. Пример- колёсные гайки. Не написано, смазать и момент на зтот случай дан. Смажешь- тем-же моментом будет перетяг, риск отрыва шпильки и откручивания гайки.
Для специальных, усиленных болтов и шпилек, иногда в коробке идёт специальная смазка и указан момент для этой смазки. Притом, написано что если мазать обычным моторным маслом, момент возрастает, если склероз не подводит, в 1,5 раза.
Точные замеры в двигателе нужно делать очень аккуратно.Особенно это проявляется при замере стальным микрометром алюминиевой детали. Инструмент и деталь нужно выдержать достаточное время при одной температуре. Микрометр или нутромер нужно держать только за пластиковые накладки, чтобы не греть их руками. Эти накладки сделаны не для комфорта, а для соблюдения точности. В общем случае, все зазоры и натяги даются при 20 С. Если вынести из тёплого места нутромер или микрометр и замерять холодную деталь, можно серьёзно ошибиться.
Если нужно не абсолютный размер, а просто зазор или натяг померить, выдержите мерительный инструмент и детали при стабильной температуре (это касается только стальных и чугунных деталей).
Добавлено спустя 1 минуту 31 секунду:По поводу прокладок, согласен. После прогрева стоит проверить затяжку ещё раз.